«Переход Суворова через Альпы». Мои впечатления
Сюжетом для картины послужил факт перехода русской армией
альпийского перевала, считавшегося неприступным, во время итальянского похода в
1799 году. Мы видим один из самых
удивительных случаев русской военной истории, пример удали русских солдат, наводящей ужас на противника
своей необъяснимостью, неразгаданностью. Врядли солдаты других армий способны на такое!
Сурикову удалось передать атмосферу
события, показать само движение, эмоции; ты ощущаешь
всю тяжесть перехода: с пушками, в
полной амуниции, без какого-то ни было снаряжения. И в то же время ощущается
величие действия, размах, бесстрашная удаль наших солдат!
Летят в пропасть русские воины, подбадриваемые своим командиром. Поражает готовность солдат последовать туда, куда приказал командир. Суворов подъехал к краю пропасти и шуткой подбадривает войска. На его шутку откликнулись двое солдат. В такой момент шутить? Это кажется неправдоподобным. Ведь, по словам самого Суворова, доносившего царю об этом походе, «на каждом шагу в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверстые и проглотить готовые гробы смерти. Дремучие, мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, лиющиеся дожди и густой туман облаков при шумных водопадах, с каменьями вершин низвергавшихся, увеличивали трепет». Но настолько велика была вера русских солдат в своего полководца, что даже в такую минуту они были в согласии со своим командиром и откликнулись на шутку. За этим стоит полное доверие и уверенность в неоспоримом военном таланте Суворова. Не может не поражать, не удивлять эта вера простого русского солдата в великого полководца. В чем же секрет? Я интересовался феноменом Суворова и вот что вычитал у К. Пигарева, который в своей книге о Суворове пишет: «…он неизменно выступает перед нами как полководец и как воспитатель духа русского воина. Кровная связь Суворова с родным народом, с национальными традициями его истории и культуры обусловила исключительную действенность его военно-воспитательной школы и неувядающую жизненность его заветов». Суворов требовал от солдат не слепой покорности, а сознательного исполнения своего долга. В этом вся соль суворовской, национально-русской системы воспитания солдата и главная сущность суворовской «науки побеждать». К. Пигарев справедливо говорит о глубоко народном содержании военного искусства Суворова. Всем известный поэт, участник Отечественной Войны 1812 года Денис Давыдов писал о Суворове: «…он удесятерил пользу, приносимую повиновением, сочетав его в душе нашего солдата с чувством воинской гордости и уверенности в превосходстве его над всеми солдатами в мире, — чувством, которого следствию нет пределов». Сам Суриков говорил: «Главное в картине — движение. Храбрость беззаветная, — покорные слову полководца идут». Сам полководец изображен миниатюрным, седовласым, но бесстрашным! Суворов после перехода через Альпы писал в донесении Павлу I: «Много людей с лошадьми с величайшим стремлением летели в преисподние пучины, где многие убивалися, а многие спасались; никакое описание неспособно к изображению сей картины во всем ее ужасе». Но Сурикову удалось! Ты как-будто сам там, с ними, в заснеженных горах, замерший, с расширенными от ужаса глазами, летишь в пропасть (в прямом и переносном смысле). Интересен тот факт, что Василий Суриков выходец из старинной казачьей фамилии, настоящий сибиряк, по натуре был человеком деятельным, ярким. Считается, что особые динамика и экспрессия, присутствующие на его полотнах, берут начало в происхождении художника. К теме мужества и героизма русского народа Суриков часто обращался в своих работах. И здесь, на этой эмоционально-мощной картине, художник пытается донести до нас все величие и высокий дух солдат российской армии, которые несмотря на все опасности, преодолели нелегкий путь через горы, совершив настоящий подвиг.
Летят в пропасть русские воины, подбадриваемые своим командиром. Поражает готовность солдат последовать туда, куда приказал командир. Суворов подъехал к краю пропасти и шуткой подбадривает войска. На его шутку откликнулись двое солдат. В такой момент шутить? Это кажется неправдоподобным. Ведь, по словам самого Суворова, доносившего царю об этом походе, «на каждом шагу в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверстые и проглотить готовые гробы смерти. Дремучие, мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, лиющиеся дожди и густой туман облаков при шумных водопадах, с каменьями вершин низвергавшихся, увеличивали трепет». Но настолько велика была вера русских солдат в своего полководца, что даже в такую минуту они были в согласии со своим командиром и откликнулись на шутку. За этим стоит полное доверие и уверенность в неоспоримом военном таланте Суворова. Не может не поражать, не удивлять эта вера простого русского солдата в великого полководца. В чем же секрет? Я интересовался феноменом Суворова и вот что вычитал у К. Пигарева, который в своей книге о Суворове пишет: «…он неизменно выступает перед нами как полководец и как воспитатель духа русского воина. Кровная связь Суворова с родным народом, с национальными традициями его истории и культуры обусловила исключительную действенность его военно-воспитательной школы и неувядающую жизненность его заветов». Суворов требовал от солдат не слепой покорности, а сознательного исполнения своего долга. В этом вся соль суворовской, национально-русской системы воспитания солдата и главная сущность суворовской «науки побеждать». К. Пигарев справедливо говорит о глубоко народном содержании военного искусства Суворова. Всем известный поэт, участник Отечественной Войны 1812 года Денис Давыдов писал о Суворове: «…он удесятерил пользу, приносимую повиновением, сочетав его в душе нашего солдата с чувством воинской гордости и уверенности в превосходстве его над всеми солдатами в мире, — чувством, которого следствию нет пределов». Сам Суриков говорил: «Главное в картине — движение. Храбрость беззаветная, — покорные слову полководца идут». Сам полководец изображен миниатюрным, седовласым, но бесстрашным! Суворов после перехода через Альпы писал в донесении Павлу I: «Много людей с лошадьми с величайшим стремлением летели в преисподние пучины, где многие убивалися, а многие спасались; никакое описание неспособно к изображению сей картины во всем ее ужасе». Но Сурикову удалось! Ты как-будто сам там, с ними, в заснеженных горах, замерший, с расширенными от ужаса глазами, летишь в пропасть (в прямом и переносном смысле). Интересен тот факт, что Василий Суриков выходец из старинной казачьей фамилии, настоящий сибиряк, по натуре был человеком деятельным, ярким. Считается, что особые динамика и экспрессия, присутствующие на его полотнах, берут начало в происхождении художника. К теме мужества и героизма русского народа Суриков часто обращался в своих работах. И здесь, на этой эмоционально-мощной картине, художник пытается донести до нас все величие и высокий дух солдат российской армии, которые несмотря на все опасности, преодолели нелегкий путь через горы, совершив настоящий подвиг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий