А. Н. Бенуа. Парад в царствование Павла I. 1907
На зимнем плацу предстаёт нам парада
картина.
Фигурки солдат марширующих чётко видны.
За ними следит император, с ним рядом два сына
Сидят на конях и презренья к солдатам полны.
Шлагбаума рамой от нас Бенуа отделяет
Идущий давно, надоевший солдатам парад.
Муштру и шагистику в армию царь насаждает...
Один офицер провинился и жизни не рад.
Сорвав треуголку, застыл под пронзительным взглядом
Царя и, предчувствуя ссылку в Сибирь, онемел.
Как видно, никак не привыкнет он к этим парадам –
Под взглядом монаршей особы стал белым, как мел...
Михайловский замок пока что ещё не достроен.
Поздней Павла в нём заговорщики ночью убьют...
Пока же солдаты шагают до одури строем...
И только снежинки привносят в холст некий уют.
Фигурки солдат марширующих чётко видны.
За ними следит император, с ним рядом два сына
Сидят на конях и презренья к солдатам полны.
Шлагбаума рамой от нас Бенуа отделяет
Идущий давно, надоевший солдатам парад.
Муштру и шагистику в армию царь насаждает...
Один офицер провинился и жизни не рад.
Сорвав треуголку, застыл под пронзительным взглядом
Царя и, предчувствуя ссылку в Сибирь, онемел.
Как видно, никак не привыкнет он к этим парадам –
Под взглядом монаршей особы стал белым, как мел...
Михайловский замок пока что ещё не достроен.
Поздней Павла в нём заговорщики ночью убьют...
Пока же солдаты шагают до одури строем...
И только снежинки привносят в холст некий уют.
Картина «Парад при Павле
I», написанная Александром Бенуа, была создана для «Русского цикла», картины которого предназначались
для издания для школьников «Русской истории в картинках»
(«Картины по русской истории») Иосифа Кнебеля – одного из крупнейших и популярнейших книгоиздателей.
Мы видим зимний серый день Петербурга конца XVIII
века, идет снег. Маршируют солдаты, одетые в мундиры
прусского образца. На заднем плане - строящийся Михайловский замок. На переднем плане справа на коне - сам император, за ним его сыновья. В левой части картины, перед
императором - обезумевший от ужаса солдат, видимо, в чем-то
провинившийся. Припомним, что эпоха
Павла I была эпохой бессмысленной муштры и императорского произвола : «…казнил
без вины, награждал без заслуг; отнял стыд у казни, у награды – прелесть;
умертвил в полках наших благородный дух воинский (…) и заменил его духом
капральства. Героев, приученных к победам, учил маршировать».
Так пишет о правлении Павла I Николай Карамзин в «Записках о
древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях».
Картина не передает в полной мере эмоции и чувства участников парада, здесь нет внимания к деталям. Бенуа, в первую очередь, пишет действие, дух той эпохи, а не архитектуру или пейзаж. Место действия узнаваемо, и это все, что мы можем о нем сказать. Это еще больше подтверждается изображение шлагбаума на переднем плане, который отделяет зрителя от происходящего, создавая эффект театра.
Картина не передает в полной мере эмоции и чувства участников парада, здесь нет внимания к деталям. Бенуа, в первую очередь, пишет действие, дух той эпохи, а не архитектуру или пейзаж. Место действия узнаваемо, и это все, что мы можем о нем сказать. Это еще больше подтверждается изображение шлагбаума на переднем плане, который отделяет зрителя от происходящего, создавая эффект театра.
Интересно отношение
художника к императору: с одной стороны,
для Бенуа образ Павла I наполнен рыцарским благородством; с другой, пронзительным безумием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий