пятница, 11 марта 2016 г.

Произведение искусства, которое произвело на меня наиболее сильное впечатление


А. Н. Бенуа. Парад в царствование Павла I. 1907
На зимнем плацу предстаёт нам парада картина.
Фигурки солдат марширующих чётко видны.
За ними следит император, с ним рядом два сына
Сидят на конях и презренья к солдатам полны.

Шлагбаума рамой от нас Бенуа отделяет
Идущий давно, надоевший солдатам парад.
Муштру и шагистику в армию царь насаждает...
Один офицер провинился и жизни не рад.

Сорвав треуголку, застыл под пронзительным взглядом
Царя и, предчувствуя ссылку в Сибирь, онемел.
Как видно, никак не привыкнет он к этим парадам –
Под взглядом монаршей особы стал белым, как мел...

Михайловский замок пока что ещё не достроен.
Поздней Павла в нём заговорщики ночью убьют...
Пока же солдаты шагают до одури строем...
И только снежинки привносят в холст некий уют.
     Картина «Парад при Павле I», написанная Александром Бенуа, была создана для   «Русского  цикла»,  картины которого предназначались для издания для школьников «Русской истории в картинках» («Картины по русской истории») Иосифа Кнебеля – одного из крупнейших и популярнейших  книгоиздателей.
     Мы видим зимний серый день Петербурга конца XVIII века, идет снег. Маршируют солдаты, одетые в мундиры прусского образца. На заднем плане  -  строящийся Михайловский замок. На переднем плане справа на коне -  сам император, за ним его сыновья. В левой части картины, перед императором -  обезумевший от ужаса солдат, видимо, в чем-то провинившийся.  Припомним, что эпоха Павла I была эпохой бессмысленной муштры и императорского произвола :  «…казнил без вины, награждал без заслуг; отнял стыд у казни, у награды – прелесть; умертвил в полках наших благородный дух воинский (…) и заменил его духом капральства. Героев, приученных к победам, учил маршировать».  Так пишет о правлении   Павла I   Николай Карамзин в «Записках о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях». 
      Картина не передает в полной мере эмоции и
 чувства участников парада,  здесь нет внимания к деталям.  Бенуа, в первую очередь,  пишет  действие, дух той эпохи,  а не архитектуру или пейзаж. Место действия  узнаваемо, и это все, что мы можем о нем  сказать. Это еще больше подтверждается  изображение шлагбаума на переднем плане, который отделяет зрителя от происходящего,  создавая эффект  театра.
     Интересно отношение художника к императору:  с одной стороны, для Бенуа образ Павла I наполнен рыцарским благородством;  с другой,  пронзительным безумием.


Комментариев нет:

Отправить комментарий