суббота, 12 марта 2016 г.

Рене Декарт, «Первоначала философии»

1.     1). Доказательство Декарта звучит так: "Только из того, что я существую и имею идею совершеннейшего существа, или Бога, следует с полнейшей ясностью, что Бог также существует".
 Идея Бога запечатлена в человеке, по выражению Декарта, "как клеймо художника". Человек для Декарта — это отражение Бога. "Только потому, что Бог создал меня, я верю, что я создан по Его образу и подобен Ему. В этом подобии образа и состоит идея Бога. Это подобие — я сам".

 2).
2.      1) Бог обладает действительной совокупностью всех совершенств, что является в высшей степени разумным и могущественным существом.
2) У Бога нет ни одной идеи какой-либо другой вещи, в коей подобным же образом содержалось бы необходимое существование.
3) Бог – полностью вечное и необходимое для человека, он необходим для нашего существования.
4) Совершенства Бога существуют и ныне, значит и Бог существует в настоящее время.

3).
3.      Декарт говорит о том, что мы способны уразуметь яснее и отчетливее природу бесконечного, нежели какие бы то ни было телесные вещи: ведь они являются более простыми и более наполняют наше мышление; он считал, что «математические истины были сотворены Богом и зависят от него также, как и остальные творения»; Декарт утверждал, что существование Бога случайно; он также считал существование Бога возможным, но не обязательным.

Фома Аквинский говорил о том, что то, что существует и мысленно, и актуально, величественней того, что существует лишь мысленно; Аквинский утверждает, что Бог должен существовать актуально; Бог – лишь первоначальное движение; он придерживался идеи, что в мире многое случайно, следовательно, должно быть неслучайное, необходимое – Бог!

пятница, 11 марта 2016 г.

Произведение искусства, которое произвело на меня наиболее сильное впечатление


А. Н. Бенуа. Парад в царствование Павла I. 1907
На зимнем плацу предстаёт нам парада картина.
Фигурки солдат марширующих чётко видны.
За ними следит император, с ним рядом два сына
Сидят на конях и презренья к солдатам полны.

Шлагбаума рамой от нас Бенуа отделяет
Идущий давно, надоевший солдатам парад.
Муштру и шагистику в армию царь насаждает...
Один офицер провинился и жизни не рад.

Сорвав треуголку, застыл под пронзительным взглядом
Царя и, предчувствуя ссылку в Сибирь, онемел.
Как видно, никак не привыкнет он к этим парадам –
Под взглядом монаршей особы стал белым, как мел...

Михайловский замок пока что ещё не достроен.
Поздней Павла в нём заговорщики ночью убьют...
Пока же солдаты шагают до одури строем...
И только снежинки привносят в холст некий уют.
     Картина «Парад при Павле I», написанная Александром Бенуа, была создана для   «Русского  цикла»,  картины которого предназначались для издания для школьников «Русской истории в картинках» («Картины по русской истории») Иосифа Кнебеля – одного из крупнейших и популярнейших  книгоиздателей.
     Мы видим зимний серый день Петербурга конца XVIII века, идет снег. Маршируют солдаты, одетые в мундиры прусского образца. На заднем плане  -  строящийся Михайловский замок. На переднем плане справа на коне -  сам император, за ним его сыновья. В левой части картины, перед императором -  обезумевший от ужаса солдат, видимо, в чем-то провинившийся.  Припомним, что эпоха Павла I была эпохой бессмысленной муштры и императорского произвола :  «…казнил без вины, награждал без заслуг; отнял стыд у казни, у награды – прелесть; умертвил в полках наших благородный дух воинский (…) и заменил его духом капральства. Героев, приученных к победам, учил маршировать».  Так пишет о правлении   Павла I   Николай Карамзин в «Записках о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях». 
      Картина не передает в полной мере эмоции и
 чувства участников парада,  здесь нет внимания к деталям.  Бенуа, в первую очередь,  пишет  действие, дух той эпохи,  а не архитектуру или пейзаж. Место действия  узнаваемо, и это все, что мы можем о нем  сказать. Это еще больше подтверждается  изображение шлагбаума на переднем плане, который отделяет зрителя от происходящего,  создавая эффект  театра.
     Интересно отношение художника к императору:  с одной стороны, для Бенуа образ Павла I наполнен рыцарским благородством;  с другой,  пронзительным безумием.