воскресенье, 10 апреля 2016 г.

«Я верю, но негромко» (Фазиль Искандер)

 «Я верю, но негромко» (Фазиль Искандер)
     Автор выбранного мной высказывания  Фазиль Искандер – русский писатель, советский и российский прозаик, поэт. Среди произведений Фазиля Искандера - стихи, рассказы, повести, романы, сценарии, по которым поставлено множество художественных фильмов. Для меня оказалась интересной биография Искандера. Родился Фазиль в Абхазии в 1929 году, отец  его – иранец – был выслан из СССР, когда мальчику было 9 лет; воспитывался он в семье своих абхазских родственников по материнской линии. Почему я говорю об особом интересе к персоне Искандера? Дело в том, что я был в Абхазии, видел те чудесные, прекрасные места, которые оставили в моем сердце неизгладимое впечатление, и где посчастливилось расти Фазилю. Знаете, как абхазцы называют свою родину? Апсны –  что значит «душа моя». По-моему, это о многом говорит. С другой стороны, отец Искандера – иранец, сын славной Персии, известной своими талантливыми детьми: Рудаки, Фирдоуси, Хафизом, Хайамом, Саади, Джами; своей литературой, признанной одной из великих литератур человечества. Соединившись воедино, все это не могло не родить такого талантливого человека, как Фазиль Искандер.
     Тем ценнее для меня его слова: «Я верю, но негромко». Думаю,  высказывание Искандера относится к теме  религии. Именно с этой точки зрения я рассматриваю его, и Фазиль Абдулович, наверняка, вкладывал этот, религиозный смысл в свои слова. В словаре русского языка  С.И.Ожегова мы читаем: религия - одна из форм общественного сознания - совокупность мистических представлений, покоящихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. Там же, давая определение веры, Ожегов пишет: вера 1)Убежденность, уверенность в ком-чем-нибудь; 2)Убежденность в существовании бога; 3)То же, что религия.  
       В своем высказывании Искандер поднимает проблему веры. Каждый из нас во что-то верит, и верит по-разному. И если мы говорим о Вере в Бога, я считаю, что громкой, показной такая Вера быть не может. Такая Вера – это что-то сокральное, душевное, духовное, интимное, если хотите. Выставлять интимное на показ – по-моему, это дурной тон.
      Святой Афанасий Великий так говорил: «Веру утверждают не изречения, но смысл и благочестивая жизнь».Не могу не согласиться с позицией Святого: меньше ГОВОРИ о том, как ты веришь, больше совершай благочестивых, милосердных дел.  Мое глубокое убеждение - о том, что ты сделал, чем пожертвовал ради других – не говори никогда, не жди похвалы за свои свершения, ведь не ради славы ты делаешь это, а в силу Веры, Веры в хорошее, доброе, вечное. «От веры рождается воздержание, простота, от простоты невинность, от невинности скромность, от скромности знание, от знания любовь», - прекрасные слова святого Ермы. 
       Если рассматривать веру не с религиозной точки зрения, то опять же – ты веришь, но «молча», т.е. не навязываешь свою веру, свои знания другим. По определению,  вера – это признание чего-либо истинным без предварительной проверки, то, что не требует доказательств. А если ты ошибаешься в своей вере? Да, ты можешь поделиться своими знаниями, рассуждениями, но ненавязчиво. Было бы глупо, основываясь на ложных знаниях, вере в них убеждать кого-то.
       Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что вера, любая вера, это личное дело каждого, не надо кричать о том, что ты веришь, и не надо насаждать свою веру.
        Думаю, можно говорить о том, что тема веры, как и тема отцов и детей, будет вечной. Люди будут верить и будут не верить, одни будут делать это громко, другие скромно, тихо,  как писал Фазиль Искандер, негромко.


Комментариев нет:

Отправить комментарий